?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Салют!



Итак, на носу День Победы. И это повод вспомнить не только военные подвиги, но и трудовые. Тем более что наш верховный главнокомандующий вернул звание Героя труда. Не знаю, приживется ли оно в современных условиях, однако было время, когда так можно было именовать чуть ли не каждого работягу. Потому что выбора другого не было...

Российская тяжелая промышленность, появилась на свет мучительно: через коллективизацию, индустриализацию, Вторую мировую войну. Потребовались как колоссальная политическая воля Сталина, так и самоотверженное напряжение народных сил, чтобы буквально за два десятилетия аграрная страна не просто получила развитую современную промышленность, но и смогла при помощи нее одолеть гитлеровскую Германию, которая так же не теряла времени, да ещё и пользовалась англо-саксонской поддержкой. Поэтому, вспоминая праздник победы, не стоит забывать и тех, кто обеспечивал ее в тылу.





Завод №45 на станции Сетунь Московской области, 1933 год

Металлургия – костяк тяжелой промышленности и её развитие также было связано с войной. Одним из основных предприятий, производящих металл стал завод №45, основанный под Москвой в 1933 году. Он был главным поставщиком полуфабрикатов из алюминия для советского самолетостроения. Уже в первые годы существования предприятия его главный металлург С.М. Воронов разработал сплав повышенной прочности, из которого производились силовые элементы для скоростного бомбардировщика АНТ – 40. В 1935 году на предприятии началось производство ковочных сплавов АК 5 и АК 6, и в течение этого же года было налажено производство более 50 авиационных деталей.



Бомбардировщик АНТ-40

Темпы производства росли с каждым годом: только с 1936 по 1940 год объем выпуска продукции вырос в 4 раза. Но война, приближалась еще быстрее. В 1941 году, когда немецкие войска стремительно наступали на Москву, было принято решение эвакуировать стратегически важное предприятие на Урал в город Верхнюю Салду. Буквально за два месяца оборудование было размещено на площадях завода «Стальконструкция» и уже в декабре 1941 года была произведена первая партия продукции на новом месте.



Эвакуация завода

В Верхней Салде эвакуированное производство объединилось с заводом №519 наркомата цветной металлургии, который также был образован из нескольких эвакуированных предприятий. Таким образом, небольшой уральский городок стал одним из важнейших металлургических центров в стране. К весне 1942 года объем производства достиг довоенного уровня, а в 1943 году проектная мощность завода была перекрыта в 6 раз. Металл, производящийся в Верхней Салде, полностью обеспечивал потребности советской авиации, а кроме того, использовался в судо- и танкостроении, в производстве оружия и боеприпасов. В 1945 году рабочие завода были награждены высшей наградой – орденом Ленина.



В середине 1950-х перед заводом была поставлена новая задача – освоить производство титана. В 1957 году был выплавлен первый слиток титана, весивший всего 4 кг. А через два десятилетия, в 1976 году здесь выплавили крупнейший в мире слиток, весивший 15 тонн. Только вдумайтесь, к концу 1980-х на «Верхнесалдинском металлургическом производственном объединении» (ВСМПО) производили титановых слитков в 1,5 раза больше, чем на всех остальных предприятиях мира вместе взятых.



15-тонный титановый слиток, февраль 1976 г

Кризис 90-х, естественно, отразился на положении ВСМПО мягко говоря не положительно. Госзаказы на производство военной техники свелись почти к нулю и внутренний спрос на титан резко упал. Чтобы выжить в рыночных условиях ВСМПО начало тесно сотрудничать с титано-магниевым комбинатом «Авиационные специальные материалы» (АВИСМА, город Березники, Пермская область) и расширять свои международные связи. Постепенно предприятие почти полностью перестроилось на внешний рынок.



Игры с огнем на «ВСМПО-Ависма»

В 2005 году предприятия объединились в корпорацию «ВСМПО-Ависма». Но конфликт между акционерами Виктором Вексельбергом, Владиславом Тетюхиным и Вячеславом Брештом чуть было не разрушил все усилия по сохранению производства. В 2005 году почти 70% акций корпорации оказались арестованными. Для того чтобы не допустить потери международных партнеров и сохранить стратегически важное производство в конфликт вмешалось государство: «Рособоронэкспорт» выкупил контрольный пакет акций «ВСМПО-Ависмы».



ВСМПО-Ависма, Березняки

В 2007 году «Рособоронэкспорт» вошел в Ростех и «ВСМПО-Ависма» тоже стала частью госкорпорации. Ростех упрочил международное положение предприятия. Теперь ВСМПО поставляет не только титановые полуфабрикаты (корпорация обеспечивает 35-40% потребностей Boeing в авиационном титане, 60% потребностей Airbus и 100% – Embraer), но и высокотехнологичную продукцию, например, штамповки и детали для нового самолета Boeing 787 Dreamliner. Более того, планомерное сотрудничество с Boeing привело к созданию на Урале совместного предприятия – Ural Boeing Manufacturing.



В 2013 году Ростех продал 45,42% акций «ВСМПО-Ависма» менеджменту корпорации по цене выше рыночной. Таким образом, основным собственником стали управляющие компании: им теперь принадлежит 50%+ 1 акция. У Ростеха же остался блокирующий пакет – 25%+ 1 акция. Это позволит госкорпорации влиять на судьбу предприятия и гарантирует зарубежным партнерам его поступательное развитие. Поскольку сделка сложная, полностью она завершилась только сейчас. Продажа акций позволила Ростеху не только избавиться от долговых обязательств, изначально взятых на себя при покупке «ВСМПО-Ависма», но даже получить прибыль от сделки.

Сегодня «ВСМПО-Ависма» остается крупнейшим в мире производителем титана, и предприятие постоянно наращивает объемы выпускаемой продукции. Только до 2015 года в его развитие планируется вложить более 800 млн долларов. На данный момент на долю российской корпорации приходится около 30% мирового рынка титана.

И да, если выражаться пафосно (в этом году ВСМПО исполняется 80 лет, поэтому можно), то «ВСМПО-Ависма» - весомое и прямое доказательство, героического труда предшествующих поколений. Так что: спасибо деду, не только за победу, но и за титан, например.



Comments

( 8 comments — Leave a comment )
onshe33
May. 8th, 2013 07:09 am (UTC)
Их почти совсем не осталось этих ветеранов...
scinic
May. 8th, 2013 07:10 am (UTC)
у меня бабушка труженица тыла жива.
Но ветеранов настоящих, действительно совсем мало осталось.
А вот ряженых появилось немало.
dslavd
May. 8th, 2013 07:10 am (UTC)
Все правильно и про это нельзя забывать.
fragdown
May. 8th, 2013 04:09 pm (UTC)
Ни в коем случае!
valse_boston
May. 8th, 2013 09:15 am (UTC)
теперь будут "герои капиталистического труда" )

С наступающим Праздником!
fragdown
May. 8th, 2013 04:08 pm (UTC)
И Вас!
Героев Труда и сейчас не за зря дают.
fragdown
May. 8th, 2013 04:08 pm (UTC)
Героические люди в тылу трудились. Героические.
дмитрий Хохлов
May. 13th, 2013 08:59 am (UTC)
На одном капиталистическом предприятии, наша делегация, спросила у главы фирмы-" Кто у вас передовик производства? Вопрос не поняли. Наши объяснили по понятнее. Тогда они посмотрели ведомость на зарплату и ткнули пальцем в фамилию с самой большой зарплатой.
Вот мерило капиталистического труда. Герой труда у нас : Абромович, Веклельберг. Доронин, Потанин, Дерибаско, Путин, Медведев, Усманов и далее по списку Форбс.
( 8 comments — Leave a comment )